Родителям

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Важной для профилактики суицидов детей является профилактика депрессий. В профилактике депрессий большую роль играют родители.

Если у подростка отмечается снижение настроения или другие признаки депрессивного состояния, необходимо принять следующие меры:

Необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести позитивные беседы о будущем, строить планы. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка, а лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Нет необходимости сравнивать его с другими ребятами – более успешными, т. к. эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка.

Занять ребенка новыми делами, предложить то, что никогда раньше не делали. Например, записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Навестить дедушку с бабушкой, старшее поколение, родственников, съездить в деревню (аул), помочь в полевых работах. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

Подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние, поэтому необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

Обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту, специалистам, работающим на телефонах доверия центров кризисной психологической помощи и др.

Для профилактики суицидального поведения детей можно использовать рекомендации, разработанные российскими педагогами Амбрумовой А.Г. и Вроно Е.М., т. к. современная молодёжь во многих своих поведенческих поступках, решениях проблем, поисков ответов на трудноразрешимые вопросы идентичны.

ПОДБИРАЙТЕ КЛЮЧИ К РАЗГАДКЕ СУИЦИДА

Суицидальная проблема состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание ее принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь. Делясь ими с другими, вы способны разрушить мифы и заблуждения, из-за которых не предотвращаются многие суициды. Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению.

ПРИМИТЕ СУИЦИДЕНТА КАК ЛИЧНОСТЬ

Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Иногда соблазнительно отрицать возможность того, что кто-либо может удержать человека от суицида. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями.

УСТАНОВИТЕ ЗАБОТЛИВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Не существует однозначных ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы должны принять отчаявшегося человека. Окружить его вниманием и поддержкой. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫМ СЛУШАТЕЛЕМ

Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они не всегда воспринимают советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, и часто думают и говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто, молча, посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.

НЕ СПОРЬТЕ

Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто делают замечания такого характера: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу» или «Ты понимаешь, какие несчастье и позор ты навлечешь на свою семью?». Такие замечания вызывают у них большую подавленность.

ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ

Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», – то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет» – то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса. Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор ты считаешь свою жизнь столь безнадежной? Kaк ты думаешь, почему у тебя появились эти чувства? Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, ты говоришь…». Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.

НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ НЕОПРАВДАННЫХ УТЕШЕНИЙ

Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация. Причина, по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности и отзывчивости, то депрессивный подросток может посчитать, это как отвержение и недоверие. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе.

ПРЕДЛОЖИТЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ

Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Наиболее подходящими вопросами для дискуссии могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? Когда ты почувствовал себя хуже? Что произошло в твоей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Отчаявшегося подростка необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если человек все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив:

«Мне кажется, ты очень расстроен», – или: «По моему мнению, ты сейчас заплачешь». Имеет смысл также сказать: «Ты все-таки взволнован. Может, если ты поделишься своими проблемами со мной, я постараюсь понять тебя».

ВСЕЛЯЙТЕ НАДЕЖДУ

Работа с депрессивными подростками является серьезной и ответственной. Психотерапевты давно пришли к выводу, что очень ценным является сосредоточение на том, что они говорят или чувствуют. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Но теперь, когда ясны мои затруднения, я вижу, что, быть может, еще есть какая-то надежда».

ОЦЕНИТЕ СТЕПЕНЬ РИСКА САМОУБИЙСТВА

Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.

НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ЧЕЛОВЕКА ОДНОГО В СИТУАЦИИ ВЫСОКОГО СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.

ОБРАТИТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К СПЕЦИАЛИСТАМ

Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как больному, так и семье.

ВАЖНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ ЗАБОТЫ И ПОДДЕРЖКИ

Если критическая ситуация и миновала, то родители или члены семьи не могут позволить себе расслабиться. Необходимо создать все условия «суицидальному подростку» для поддержки и адаптации его в жизни.

Например, знакомить с людьми, пережившими кризис, с историей их жизни, радостными событиями и т. д. Сейчас миллионам людей во всём мире знакомо улыбающееся лицо Ника Вуйчича, который написал книгу «Жизнь без границ».

Это вдохновляющая, эмоциональная книга о том, как преодолеть трудности, отчаяние, поверить в себя и стать счастливым. Ник Вуйчич, человек, у которого с рождения нет конечностей, откровенно рассказывает о своих физических проблемах и переживаниях, о том, как ему было нелегко смириться со своим состоянием. Когда Нику было восемь лет, он решил покончить жизнь самоубийством. Подведя черту своей жизни, он понял, что никогда не женится, у него никогда не будет работы, не будет жизни, полной смысла. Сейчас Вуйчичу 30 лет, и он достиг большего, чем люди в два раза старше его. Ник получил два высших образования. Он превосходный оратор. Посетил более 20 стран, его историю слышали больше 3000000 людей – на бизнес-форумах, в школах, домах престарелых, в церквях и тюрьмах. Он выступает около 250 раз в год, постоянно дает интервью телекомпаниям по всему миру и является президентом благотворительной организации «Жизнь без конечностей». Жизнь Ника Вуйчича уникальна. Не имея ни рук, ни ног, он научился видеть в своих проблемах не препятствие, а возможность роста, ставить перед собой большие цели и всегда добиваться желаемого. Он написал книгу о своей жизни, набирая на компьютере 43 слова в минуту, а в перерывах между рабочими поездками он рыбачит, играет в гольф и занимается серфингом.

Источник: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ, У КОТОРЫХ ВЫЯВЛЕН СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

– В своих отношениях с ребенком необходимо поддерживать позитивную установку. Хвалить его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивать успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

– Говорить сдержанно, спокойно. Не прибегать к физическому наказанию. Строить ваши отношения на доверии, а не на страхе. Совместно решать возникшие трудности.

– Следует помнить, что спокойствие – лучший пример для ребенка.

– Избегать повторения слов “нет”, “нельзя”.

– Давать ребенку только одно задание на короткий промежуток времени, чтобы он мог его завершить.

– Поручить ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно и ни в коем случае не выполняйте их за него.

– Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию.

– Поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, мозаика и др.).

– Вести балльную или знаковую систему вознаграждений (можно каждый поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать сладостями, игрушкой и пр.).

– Избегать повышенных или пониженных требований. Ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

– Определить вместе с ребенком рамки поведения: что можно и чего нельзя.

– Соблюдение четкого распорядка дня.

– Избегать большого скопления людей, шумных компаний.

– Во время игр ограничивать ребенка лишь одним партнером.

– Оберегать ребенка от утомления, поскольку оно ведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

– Давать ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

– Родители должны работать в тесном контакте с педагогами, педагогами-психологами и врачом.

Буллинг и кибербуллинг: как уберечь детей от травли

Буллинг и кибербуллинг: как уберечь детей от травли

В любом классе есть дети, которые любят обижать, задирать, бить, обзывать других, отбирать у них деньги и вещи. Есть ученики, которые чаще других становятся жертвами хулиганов, задир, обидчиков.

Буллинг (bullying, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на вызывание у другого страха, подчинение себе. Часто встречающаяся форма – буллинг в школе.

Во многом зависит от структуры и степени оформленности школьного коллектива. У 10–12-летних мальчиков буллинг сильнее всего выражен в начале учебного года, когда они борются за место в групповой иерархии; позже, когда этот процесс завершен и иерархия оформлена, буллинг ослабевает.

Мальчики и девочки пользуются разными формами травли. Если мальчики чаще прибегают к физическому (пинки, толчки и т. п.), девочки охотнее пользуются косвенными формами давления (распространение слухов, исключение из круга общения).

Кибербуллинг и троллинг

В мире информационных технологий, когда у каждого школьника есть персональный компьютер, мобильный телефон, фотоаппарат и видеокамера, появляются новые виды травли в интернете: троллинг и кибербуллинг. По своим характеристикам они опаснее «традиционного» школьного насилия, оказывают разрушительное воздействие на психологическое состояние объекта травли.

Троллинг может быть прямым (оскорбления участников, нарушение правил ресурса, подстрекание, ссоры) и замаскированным (сообщения не по теме, возвращение к другому острому вопросу, завуалированные сообщения, на первый взгляд позитивные). «Тролли» хотят получить реакцию в виде прямого конфликта. В перепалке с таким пользователем очень легко потерять над собой контроль и самому стать «троллем».

Тролли стремятся вызвать раздражение участников коммуникации, но также их целью может быть унижение конкретного человека. В данном случае троллинг переходит в целенаправленную травлю – кибербуллинг – травлю в интернете.

«Целевая аудитория» участников кибербуллинга – подростки в возрасте от 12 до 15 лет, ведущие активную онлайн-жизнь и пользующиеся множеством социальных сетей.

Травля среди подростков была популярна всегда. С развитием Интернета и в особенности социальных сетей развивается и травля в онлайн-среде. По данным различных исследований, жертвами травли в Интернете становятся более 20 % всех учащихся школ.

Киберпреследователи по характеристикам не отличаются от тех, кто занимается травлей в реальной жизни. Но они предпочитают проводить всё свободное время в Интернете и считают, что в сети проще быть «самим собой».

Особенности кибербуллинга

Кибербуллинг воздействует на жертву семь дней в неделю, 24 часа в сутки, не оставляя пространства и времени, в котором подросток мог бы чувствовать себя защищенным.

Атака может быть болезненной и внезапной. Так как электронные сообщения очень сложно контролировать и фильтровать, жертва получает их неожиданно, что приводит к сильному психологическому воздействию.

Личность людей, применяющих кибербуллинг, остается анонимной. Подросток не знает, кто преследует его, и склонен преувеличивать опасность. Анонимность преследователей делает воздействие запугивания особенно сильным.

Кибербуллинг одинаково сильно действует на разные поколения. Жертвой может стать как подросток, так и, например, школьный учитель.

Кибербуллинг бывает ненамеренным. Иногда член закрытой группы или онлайн-сообщества может неудачно пошутить, не намереваясь причинить кому-либо вред. Его шутка в дальнейшем используется третьими лицами для преследования жертвы.

Травля в интернете хорошо документируется. Особенность, позволяющая эффективно бороться с явлением, – все записи оставляют следы в сети, которые могут быть задокументированы и использованы как доказательства.

Технологии кибербуллинга

Мобильная связь. Смартфон используется как для фиксации фото- и видеоизображений с целью дискредитации жертвы, так и для доставки объекту преследования СМС-сообщений.

Сервисы мгновенных сообщений. Такие популярные сервисы, как Mail.Ru Агент, WhatsApp, также могут быть использованы для отправки сообщений жертве. Аккаунт самой жертвы может быть взломан и использован для рассылки дискредитирующих сообщений друзьям и родственникам.

Чаты и форумы. Используются для рассылки агрессивных сообщений, раскрытия анонимности владельца одного из аккаунтов – выбранной жертвы. На страницах форума для всеобщего обсуждения выкладывается конфиденциальная, личная информация.

Социальные сети. Применяются для размещения запугивающих комментариев, фото- и видеоматериала. Аккаунт жертвы может быть блокирован группой людей, на него могут быть отправлены массовые жалобы. Он может быть взломан для рассылки порочащих сообщений от имени жертвы. Может быть также создан и использован аккаунт от имени жертвы для дискредитирующей деятельности.

Игровые сайты и виртуальные игровые миры. Группа людей может целенаправленно вредить игровому персонажу жертвы или даже методично убивать этого персонажа, что также оказывает серьезное психологическое давление.

Типы агрессоров среди учащихся

Нигилист – чаще мальчик, чем девочка. Логик по типу мышления. Патологическая безэмоциональность – его отличительная черта. Он слышит только себя и считается только с собственным мнением. Придумывает для других язвительные и унизительные прозвища.

Компенсатор – недостаток знаний и способностей к учению восполняет проявлением власти, ложью, грубостью. Любит издеваться над слабыми и беззащитными. Нанесенные ему обиды помнит долго, всегда пытается взять реванш. Единственная возможность борьбы с таким буллером – завоевать поддержку коллектива. Как только он понимает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается.

Комбинатор – жестокий подросток с развитым интеллектом. Ему нравится манипулировать другими, сталкивая одноклассников между собой, оставаясь при этом в стороне. Искреннее общение с таким буллером в любой момент может обернуться внезапным и очень болезненным ударом.

Наиболее часто жертвами агрессии становятся дети, имеющие

  • физические недостатки (носящие очки или пластины для зубов, дети с особенными потребностями, с дефектами речи и т. д);
  • специфическое поведение (замкнутые, стеснительные или, наоборот, с импульсивным наивным поведением);
  • особенности внешности и телосложения;
  • неразвитые социальные навыки;
  • страх перед школой;
  • отсутствие навыков общения в коллективе;
  • болезни физические и умственные;
  • низкую успеваемость и интеллект.

Признаки жертв

Беспокойное поведение

Даже замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.

Неприязнь к Интернету

Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться социальными сетями связано с проблемами в виртуальном мире.

Нервозность при получении новых сообщений

Негативная реакция ребенка на звук сообщений должна насторожить родителей и учителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, необходимо срочно поговорить с ним и обсудить их содержание.

Рекомендации родителям по защите детей от кибербуллинга

Установите вместе с детьми четкие правила посещения сайтов. Определите, какие страницы им можно посещать, какие – нельзя. Заблокируйте доступ к неподходящим материалам. Настройте параметры безопасности вашего компьютера.

Помогите выбрать правильное регистрационное имя и пароль. Убедитесь в том, что они не содержат никакой личной информации.

Объясните детям необходимость защиты их конфиденциальности в сети Интернет. Настаивайте на том, чтобы они никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации (например, места учебы или любимого места для прогулки).

Не позволяйте ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если он желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении. Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ребенок.

В случае буллинга со стороны одноклассников или других детей школы, где учится ваш ребенок, обратитесь к классному руководителю и администрации школы.


«Буллинг и кибербуллинг: как уберечь детей от травли»
© Материал из ЭС «ACTUALIS: Образование».
Подробнее: https://obr.mcfr.kz/#/document/16/37057/dfas6qswcg/?of=copy-c9bc6738f4
«Буллинг и кибербуллинг: как уберечь детей от травлиБуллинг и кибербуллинг: как уберечь детей от травли»
© Материал из ЭС «ACTUALIS: Образование».
Подробнее: https://obr.mcfr.kz/#/document/16/37057/?of=copy-7a06a16e4d

Уважаемые родители (законные представители)!

Администрация Колледжа сервиса и туризма в целях предупреждения несчастных случаев среди несовершеннолетних во время летних каникул просит вас обратить особое внимание на следующие факторы и действия, обеспечивающие безопасность ваших детей:

– располагать информацией о местонахождении подростка;

– не оставлять несовершеннолетних детей без контроля взрослых;

– не разрешать детям ночевать у друзей;

– обращать внимание на окружение ребёнка, знать адреса и телефоны его друзей;

– контролировать времяпрепровождение несовершеннолетних детей;

 планировать и организовывать досуг несовершеннеолетнего ребенка;

– проводить с подростками разъяснительные беседы о травмоопасных местах, по безопасному поведению,  соблюдению правил дорожного движения и противопожарной безопасности.

Согласно ст. 70 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» родители несут персональную ответственность за жизнь и здоровье своих детей.

«Правила поведения в период летних каникул»

Летние каникулы — самая желанная пора для всех студентов, каждый ждёт их с нетерпением в предвкушении интересного отдыха, весёлых развлечений и новых знакомств. Чтобы летний отдых пошёл на пользу будьте предельно внимательными и соблюдайте правила личной безопасности:

  1. Соблюдайте правила дорожного движения, правила пользования общественным транспортом, выполняйте правила поведения в общественных местах. Необходимо быть осторожным, внимательным на улице, при переходе дороги.
  2. Соблюдайте правила пользования бытовыми приборами: будьте осторожным при контакте с электрическими и газовыми приборами. Соблюдайте временной режим при просмотре телевизора и работе на компьютере (не посещать запрещенные сайты, не размещать запрещенную символику на территории РК)
  3. Будьте осторожными в обращении с домашними и дикими животными.
  4. Соблюдайте правила техники безопасности при прогулках в лесу, на водных объектах и т.п.!
  5. Помните о вреде курения, употреблении алкоголя и употреблении наркотических средств и психотропных веществ, а так же об   административных и уголовных наказаниях за:

-употребление, распространение и хранение наркотических средств и психотропных веществ;

-употребление алкоголя;

-курение в общественных местах.

  • Помните о правилах поведения при угрозе террористического акта, а так же о рекомендациях по правилам поведения при захвате и удержании заложников.
  • Проявляйте особую бдительность при контакте с посторонними людьми, будьте особо внимательными в местах массового скопления людей.
  • Запрещается:

-разжигать костры на территории города и территории лесного массива;

-употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды;

-купаться в водоемах без сопровождения родителей (законных представителей) и в не отведенных для этого местах;

-находиться на улице без сопровождения родителей (законных представителей) после 23:00 часов.

Берегите свое здоровье. Желаем Вам приятного и безопасного летнего отдыха!

Суицид- намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в колледже, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот – признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь – психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если Вы слышитеОбязательно скажитеЗапрещено говорить
«Ненавижу всех…»«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»
«Все

безнадежно

и бессмысленно»
«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»
«Всем было бы лучше без меня!»«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»
«Вы не понимаете меня!»«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»«Где уж мне тебя понять!»
«Я совершил ужасный поступок»«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»
«У меня никогда ничего не получается»«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»«Не получается – значит, не старался!»

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Важно соблюдать следующие правила:

-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

– будьте терпеливы;

– не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

– не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что…»;

– не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря:

«Ты не можешь убить себя, потому что…;

– делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

Если вы слышитеОбязательно скажитеНе говорите
«Ненавижу учёбу, класс..»« Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»«Когда я был в твоём возрасте…да ты просто лентяй!»
«Всё кажется таким безнадёжным..»«Иногда мы все чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь?»« Подумай лучше о тех, кому хуже , чем тебе»
«Всем было бы без меня лучше»«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твоё настроение. Скажи мне, что происходит?»«Не говори глупостей. Давай лучше поговорим о чём-нибудь другом»
«Вы меня не понимаете!»«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь? Я действительно хочу это знать»«Кто же может понять молодежь в наши дни?»
«Я совершил ужасный поступок»«Давай сядем и поговорим об этом»«Что посеешь, то и пожнёшь!»
«А если у меня не получится?»«Если не получится, я буду знать, что ты сделал всё возможное»«Если не получится- значит ты недостаточно постарался»

Профилактика наркомании подразумевает под собой комплекс мероприятий направленных на предупреждение наркомании. Профилактика наркомании важна т.к. наркомания опасное заболевание не только для самого человека, но и для общества. Наркомания наносит катастрофический ущерб личности. Ложь, предательство, преступления, распад семей, смертельные болезни, все это спутники наркомании. Порядка 70% ВИЧ инфицированных больных получили смертельный вирус вследствие употребления наркотиков. А если взять во внимание тот факт, что средний возраст наркоманов около 30 лет, т.е это люди детородного возраста, то наркомания – это угроза выживанию нации. В свете этих данных становиться понятным, что профилактика наркомании крайне важна. Наркоманию легче предупредить, чем потом вылечить. Ведь лечение наркомании часто безрезультатно. Любой реабилитационный центр или наркологическая клиника ставит перед собой цель справиться с наркоманией, но эта цель достигается не всеми. Поэтому профилактика наркомании становиться важнейшим инструментом в предупреждении наркомании.

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ: семья

Профилактика наркомании должна начинаться с семьи. Как профилактика наркомании может быть осуществлена в семье? Важнейшим моментом по-прежнему остается пример родителей, в особенности в том, что касается трезвого образа жизни. Важно, чтобы родители понимали, что профилактика наркомании может уберечь их ребенка от наркомании. Профилактика наркомании возможна при наличии открытого общения и доверительных отношений в семье. Сегодня в России средний возраст, в котором дети уже пробуют наркотики 14 лет. Значит к этому возрасту подростки должны иметь четкую позицию отказа от наркотиков и профилактика наркомании должна начинаться намного раньше. Опросы среди наркоманов выявили безрадостную картину: на вопрос, почему вы не поговорили с родителями о том, что вам предлагают попробовать наркотики, 100% ребят отвечали, что будет скандал, запретят гулять, запретят дружить и т.п. На вопрос с кем бы вы посоветовались относительно приема наркотиков, 99% назвали друзей. Из этого можно сделать вывод, что запретительная, диктаторская тактика в общении и воспитании детей делает для них невозможным получить помощь в семье.

Соответственно, профилактика наркомании невозможна. Такая тактика делает ребенка не защищенным перед соблазнами. И профилактика наркомании сводится на нет. Сегодняшний подросток скорее поверит друзьям, чем родителям. Почему? Друзья не осудят, друзья не накажут, друзья не лишат прогулок и т.д.

Профилактика наркомании в семье в виде бесед с ребенком не всегда дает результат. Взрослые часто совершают ошибку, не уважая мнение ребенка, не прислушиваясь к нему. Если ребенок оступился, что-то сделал не правильно, обычно его накажут, а не помогут разобраться и исправить ошибку. К подростковому возрасту, ребенок уже сформулировал для себя принцип общения с родителями: говорить о своих проблемах как можно меньше, дабы избежать нотаций и наказаний. Но проблемы ребенка от этого не решаются и он идет с ними к друзьям. И благо если они хорошие, а если нет? Поэтому профилактика наркомании должна начинаться с уважения к личности ребенка, с открытого общения и взаимопонимания в семье. Тогда профилактика наркомании даст результат.

Признаки употребления наркотиков

Существуют определенные признаки, которые указывают на то, что ребенок может употреблять наркотики. Если Вы обнаружили их, следует насторожиться.

Основные признаки:

  1. следы от уколов, порезы, синяки (особенно на руках);
  2. наличие у ребенка (подростка) свернутых в трубочку бумажек, маленьких ложечек, шприцев и/ или игл от них;
  3. наличие капсул, таблеток, порошков, пузырьков из под лекарственных или химических препаратов;
  4. тряпочки, пахнущие толуолом; жестяные банки и пустые тюбики из-под клея, бензина, нитрокраски, пустые баллончики из-под лака для волос; бумажные или пластиковые пакеты, пропитанные химическими запахами;
  5. папиросы (особенно “Беломор”) в пачках из под сигарет;
  6. расширенные или суженые зрачки;
  7. нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя.

Дополнительные признаки:

  1. пропажа из дома ценных вещей одежды и др.;
  2. необычные просьбы дать денег;
  3. лживость, изворотливость;
  4. телефонные разговоры (особенно «зашифрованные») с незнакомыми лицами;
  5. проведение времени в компаниях асоциального типа;
  6. изменение круга друзей или появление «товарищей», которые употребляют наркотики;
  7. снижение успеваемости, увеличение количество прогулов, плохое поведение, снижение интереса к обычным развлечениям, привычному время препровождению, спорту, любимым занятиям;
  8. увеличивающееся безразличие к происходящему рядом;
  9. изменение аппетита;
  10. нарушение сна (сонливость или бессонница);
  11. утомляемость, погружённость в себя;
  12. плохое настроение или частые беспричинные смены настроения, регулярные депрессии, нервозность, агрессивность;
  13. невнимательность, ухудшение памяти;
  14. внешняя неопрятность;
  15. покрасневшие или мутные глаза.

Советы родителям по снижению риска употребления наркотиков ребенком (подростком)

  1. Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке сына или дочери след укола, это ещё не означает, что теперь ребёнок неминуемо станет наркоманом. Часто подростка вынуждают принять наркотик под давлением. Постарайтесь с первых минут стать не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с бедой.
  2. Сохраните доверие. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это оттолкнёт подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы. Возможно для вашего ребёнка это первое и последнее знакомство с наркотиком. Будет лучше, если вы поговорить с ним на равных, обратиться к взрослой его личности. Возможно, что наркотик для него способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.
  3. Оказывайте поддержку. «Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я всё же люблю тебя» – вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним не произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом. Как бы ни было трудно, очень важно, чтобы родители беседовали с детьми о наркотиках, последствиях их употребления. Родители знают своих детей лучше, чем кто-либо, особая родительская интуиция (ею обладают очень многие) позволяет почувствовать самые незначительные изменения, происходящие с их сыновьями и дочерями. При малейшем подозрении, что ребенок употребляет наркотики, необходимо сразу же поговорить с ним. Поощряйте интересы и увлечения подростка, которые должны стать альтернативой наркотику, интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И наконец, помните, что сильнее всего на подростка будет действовать ваш личный пример. Подумайте о своём собственном отношении к некоторым веществам типа табака, алкоголя, лекарств.
  4. Обратитесь к специалисту. Если вы убедились, что подросток не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно, и вы не в силах ему помочь, обратитесь к специалисту. Не обязательно сразу к наркологу, лучше начать с психолога или психотерапевта. При этом важно избежать принуждения. В настоящее время существуют различные подходы к лечению наркомании. Посоветуйтесь с разными врачами, выберите тот метод и того врача, который вызовет у вас доверие. Будьте готовы к тому, что спасение вашего ребёнка может потребовать от вас серьёзных и длительных усилий.

«Волшебные вопросы», направляющие ребенка:

  1. Что ты хочешь?
  2. А зачем тебе это?
  3. Представь, что ты уже получил то, что хочешь. Что будешь с этим делать? Сколько будешь радоваться? Ты точно этого хочешь?
  4. Как ты думаешь, почему у тебя этого нет?
  5. Что может повлиять на изменение ситуации?
  6. Что ты будешь делать?
  7. Какие могут быть последствия для тебя и других?
  8. Что для тебя в этом самое трудное?
  9. Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
  10. Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?
  11. Я не знаю, что делать/ дальше. А ты как думаешь?
  12. Если бы так сказал или поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал, подумал? Что бы потом сделал?
  13. В чем ты выиграешь, а в чем проиграешь, если так сделаешь?
  14. Что должен уметь? Где и как будешь этому учиться?
  15. Кто и чем может тебе помочь?
  16. Когда ты начнешь это делать?
  17. Ты точно достигнешь при этом своей цели?
  18. Какие возможны трудности и препятствия?
  19. Что будешь делать в этом случае?